Белоруссия и Смоленщина…земля предков наших?..
«…откуда есмь пошла земля русская…» И впрямь: откуда?
Передо мной в музейном зале Минска средневековая карта Великого княжества Литовского 15 века. Огромная территория раза в два превышает территорию Московского княжества. Севернее, тоже меньшие по размеру, разместились Псковско-Новгородские владения. ВКЛ занимает территорию всей современной Беларуси, часть современной Польши, большую часть Литвы, Украины и…практически всю территорию западно- и южнорусских областей: Смоленской, Брянской, часть нынешних Калужских, Тульских и, по большей части, Орловских земель…
Чувствую лёгкий подзатыльник и слышу насмешливый голос не то прямо над ухом, не то из подсознания: «Гы! Историк…да? Образование, говоришь, получала?»
Ей-богу, не знала, ребята, что мои орловские предки проживали на территории Великого княжества Литовского, ну, точнее, в Верховских княжествах, что ходили из рук в руки. И, выходит, были они, предки мои, куда вероятнее кривичами, чем вятичами…
Фотографирование в музеях Беларуси строго-настрого запрещено, однако если нельзя, но очень хочется… Новый, подаренный на день рождения фотоаппарат прекрасно снимает без вспышки! Нас двое: один заговаривает зубы смотрительнице, другой втихаря щёлкает затвором. Вау, Стас, у нас будут классные фотки!!! Фотки костюмов, предметов быта (ах, какой «паук»!), уникальной вышивки, музыкальных инструментов, прялок и льномялок, ткацких станков и археологических находок. Последние потрясают воображение.
Вот Шкловский (Могилёвская обл.) идол 10 века: четко вырезанный в камне лик молодого божества, вот каменный же торс палеолитической берегини: небольшая светлая статуэтка изящной формы, вот семилопастные височные кольца…о-паньки! Кто сказал, что они – верная примета вятичей? Вятичи здесь не жили, жили радимичи, дреговичи, кривичи. Вот и музейная подпись подтверждает: кольца принадлежали радимичам. А у кривичей были другие – двойные и объёмные.
Кстати, по словам экскурсовода, последние исследования практически не находят в генотипе белорусов балтской составляющей, исключительно славянские гены.
Металлические подвески-обереги: коники, птицы, топорики, варианты свастики, лунницы (их носили жрецы и лекари); колечки и фибулы; деталь деревянной тяпки, спирали на рукояти ножа…
Ещё одна любопытная деталь – до сих пор острые и прочные наконечники стрел и копий из дерева. Дерево не разложилось, не раскрошилось, не сгнило: его, оказывается, вымачивали в берёзовом соке.
Многочисленные осколки керамики и сосуды ручной лепки, богато украшенные процарапанными орнаментами. Преобладают волны разной конфигурации, трёхчастное строение орнамента по вертикали чётко прослеживается. Деталь: использовавшийся в быту горшок вполне мог стать погребальным. Кстати, вплоть до 10 века керамические изделия здесь лепили вручную, гончарный круг появляется позже. Но каково мастерство! И каков уровень культуры!
Забегу вперёд. Я мечтала увидеть в Смоленском музее знаменитый гнёздовский горшок с древнейшей кириллической надписью «гороухшна». Года четыре назад я заприметила на его обратной стороне четыре процарапанные руны, горшок стоял тогда под стеклянным колпаком посреди зала. Вхожу в зал…где же? Ох…(непечатно)…они придвинули его к стене и заставили с двух сторон витринами! Ни протиснуться, ни заглянуть сбоку невозможно. Нет смущающих значков – нет проблемы.
На фасадной стороне, повёрнутой к посетителям, красуются только кириллические буквы…ну, не было у славян письменности до прихода Солунских братьев! В отчаянии начинаю вглядываться в шероховатую поверхность горшка, где уцелевшие кусочки керамики скреплены белым цементом. Ну-ка, ну-ка…а вот это что процарапано? Два чётких знака возле ручки: прямая вертикальная черта и вертикальная черта с ответвлением вверх с правой стороны. Вертикаль – хорошо известная руна «иса», она есть и в Футарке, и в других рунических алфавитах. Второй руны в Футарке нет, но дома я отыскала её и среди младших датских и шведских рун, и в воссозданной А.Почерниковым вендице. Звук «г» («к»), ключевые понятия: Ярь, рост, развитие, агрессия (у Почерникова).
Чёрточки не похожи на случайные царапинки, они глубокие и как бы затёртые – затёрты сильнее, чем кириллические буквы. Увы, на сделанной тайком через толстое стекло фотографии не разглядеть ничего – ни кириллицы, ни руницы.
А вот фотографии осколков гнёздовских гребней и древнебелорусской керамики получились отчётливее. Как вы думаете, какую руну помещали наши предки на гребни, отправляемые вместе с умершими в погребальный костёр, и на погребальные же горшки?
Правильно думаете: руну «отал»! Разделение. Размежевание.
Однако в зале археологии Смоленского музея, где раньше ветер гулял, появилось изрядное количество экспонатов из гнёздовских курганов. Много металлических артефактов – и оружие, и украшения, и инструменты. Костяные и деревянные гребешки (с одной стороны редкий – для расчёсывания, а с другой – частый-частый: вшигонялочка). Гигантская выпуклая фибула, никогда такой не видела! Стеклянные бусы, частично оплавленные, и бисер (10 век! А кто говорил, что он появился сравнительно поздно?). Множество чеканных монет, вроде бы, византийских. Свистульки вроде тех, что и теперь лепят в Липецкой области: бесформенное тулово с камерой внутри, вытянутый свисток и дырочки-лады. На вид убого, но звук у таких уродцев красивейший.
Всё это найдено в смоленской земле и датируется самое позднее десятым-одиннадцатым веками. Ну, и где наши корни? В провизантийском ли Киеве? В многонациональном, вольном, торговом северном Новгороде-Старой Ладоге? Или всё-таки здесь, в непроходимых пущах верхнего течения Днепра, где славянский генотип не содержит даже балтских примесей?
Я всё вам покажу, покажу, вот только отредактируем фотки и перекинем на диски! И ещё расскажу…но уже двенадцатый час ночи - и муж намекает, что пора уже баиньки.

Поэтому продолжение следует.