11.07. О сокращении времён
Здравствуйте!
При всей остроте многих вопросов послания президента России одно из самых обсуждаемых мест – о количестве часовых поясов страны. Ставится вопрос о его сокращении.
Тем не менее, многие эксперты утверждают, что существенно сократить не удастся. Даже те же США, которые менее вытянуты по параллелям, имеют пять часовых поясов. Приводится пример Китая, где всего лишь один часовой пояс. Китайцы, однако, имеют одно на всех время только в том смысле, что в отличие от нас они стараются загодя любую проблему предусмотреть, даже если она чисто гипотетическая. Китайцы боятся сепаратизма и дорожат целостностью Китая, и единое время введено с той целью, чтобы и здесь не дать никакому городу или провинции на основании разницы во времени заявить о самостийности. Единое время – единый Китай.
Нам, конечно же, надо сократить количество времён. Но весь вопрос – в каком смысле. Есть время физическое, биологическое, психологическое. А есть время социально-культурное. Дело в том, что даже сейчас в двадцать первом веке разные народы России живут в разное время. Ряд народов Сибири, Дальнего Востока и Кавказа живут в самом натуральном родоплеменном культурном пространстве. Это то время, это законы не нашего, а иного общества. В историческом материализме не столь глупым было деление по формациям. И когда многие критикуют чеченцев с демократических позиций, и лично Рамазана Кадырова за централизацию власти, я скажу, что это неизбежная плата за скорейший перевод родоплеменной формации - в феодальную.
В самом конце двадцатого века была создана беспроводная технология для объединения различных электронных устройств. Она была названа «Блютуз» в честь короля Харальда Синезубого - древнего объединителя под одним началом Дании и Южной оконечности Скандинавского полуострова. Собственно эта технология и была разработана скандинавами из шведской фирмы «Эрикссон». В работу включились затем представители IBM, INTEL, и прочих крупных производителей. Bluetooth позволяет самым разным электронным устройствам сообщаться, когда они находятся в радиусе до 10-100 метров друг от друга.
Харальд Синезубый отличился тем, что проводил политику централизации власти всевозможными способами, в том числе и силовыми, он смирял самостоятельность ярлов. Приблизительно тем же самым занимается и Кадыров. Только он опирается на силы федералов, а Харальд Синезубый мечом и огнём вводил в Дании и Норвегии христианство (за что собственно и был убит собственным сыном). Не желавшие подчиняться Харальду Синезубому устремлялись кланами в языческие Исландию и Швецию, где продолжали жить по старой вере.
При всех несомненных достоинствах христианства, и прочих моисеевых религий, я полагаю, что природные этнические верования с их скорее мифологическим, а не религиозным, мышлением, представляли свой собственный, альтернативный духовный путь развития человечества. Яркие подтверждения тому –– Индия, или Япония, обладающие самобытной традиционной культурой и по сей день.
При всех несомненных достоинствах цивилизованного пути развития с вытекающими из этого социальными последствиями, родо-племенные и клановые отношения имеют право на существование, вызывая одним этим фактом недовольство и непонимание так называемых «цивилизованных».
Итальянский путешественник Карло Маури, участник экспедиций Тура Хейердала на «Ра» и «Тигрисе» и многих других собственных скептически отзывался о термине «дикость»: «Мне приходилось сталкиваться со многими - в кавычках «примитивными» - воинственными народностями, - писал путешественник, - и я убедился, что не существует человека (за исключением, наверное, сумасшедших), который, глядя в глаза другому, не разгадал бы его намерений. А «дикими» такие народности чаще всего считают по той простой причине, что они изо всех сил ограждают себя от губительного для них нашествия так называемой цивилизации.»
Рим испытывал колоссальные проблемы с варварами. Многие их поступки не могли вписаться в рамки мышления человека рабовладельческого общества.
Европейские торговцы, попадая на допетровскую Русь, не понимали выражения «ударить по рукам»… Как же так, без расписок?
Фашистская, но всё-таки европейская Германия, не могла себе вообразить, что здесь, в России такое пренебрежение к ценности жизни. Это не вписывалось в архетипы европейца. Варвар не дорожит своей жизнью, и уж точно не дорожит жизнью врага, честь рода превыше личной жизни. И варвар жертвует собственной жизнью ради племени.
Москва и Чечня живут в разное время. И когда с высоких трибун говорят, что на Кавказе пропадают вбухиваемые туда средства, это вовсе не значит, что там в корне плохие люди. Просто они живут в другой социально-экономической формации. А ментальность члена рода такова, что если ты нашёл доходное место, в данном случае бюджет, будь добр обеспечить и других членов рода. И это добросовестное выполнение своих функций, это для них там норма. Мы должны осмыслить этот феномен!
Советский Союз, плохо ли, хорошо ли, решил вопрос по-своему. С помощью советской партийной системы усреднили и буржуазную Прибалтику, и феодальную Азию, и родоплеменной Кавказ. Всем сёстрам по серьгам. Сделали что-то среднеарифметическое, среднегеометрическое, среднесоциальное.
В Царской империи тоже был свой опыт, в неё вписалось и княжество Финляндское с собственным парламентом и серьёзными правами автономии, и на какой-то период - Польша со своим сеймом. Одновременно в Царскую Россию входил Бухарский эмират, где совершенно иная система совмещения власти. Варварская – в сравнении с финской моделью. Но всё это было внутри единой России.
Вот какая проблема реально стоит с разностью времён в России, а вовсе не проблема часовых поясов. Вот о чём надо думать мыслителям, которые бродят по коридорам Администрации Президента.
До новых встреч! В студии был Нурали Латыпов.